Храм Воскресения Словущего

Храм Воскресения Словущего — не совсем понятное название православной церкви. А в Москве сохранилось несколько храмов с таким названием.

Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, Храм Воскресения Словущего в Крутицах, Храм Воскресения Словущего на Арбате (Иерусалимское подворье), Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище и в самом центре столицы «интеллигентский» храм среди домов музыкальной и театральной элиты в Брюсовом переулке- Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Название храмов связано с праздником Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Праздник этот еще называется  «Воскресением словущим», что означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона. На Голгофе, где был распят Иисус, в 119 году построили храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились совершались языческие обряды.

Когда на царство вступил Константин Великий (306—337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

Большой храм включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Храм Воскресения строился 10 лет. Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова совпало с тридцатилетием царствования Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным.

В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26 н.ст.) сентября.