Почему алтари православных храмов смотрят на восток

Алтари православных храмов традиционно ориентированы на восток. Само слово oriens обозначает ту сторону света, где восходит солнце, – то есть восток, и алтари православных храмов в подавляющем большинстве случаев именно так и направлены: при строительстве христианских церквей здание возводилось так, чтобы его алтарь был обращен на восток и ось здания сориентирована по линии восток-запад. По этой причине главный вход в храм (притвор), находится напротив алтаря и обращен на запад.Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от тьмы к свету, от зла к Христу.
Есть и редкие исключения, когда алтари церквей ориентированы по-другому. Например, необычный по своей  архитектуре в стиле модерн Храм Воскресения Христова в Сокольниках, алтарная часть которого ориентирована на юг, поскольку направлен в сторону Святой Земли, на Иерусалим.

Москва на семи холмах

Выражение «Москва на семи холмах» появилась на Руси в Средние века вместе с понятием «Москва — Третий Рим», подразумевавшим, что именно русская столица становится центром христианства. Рим, стоящий на холмах, был первым и главным городом христианской религии, вторым стал Константинополь — столица Византии, павшая в середине XV под осадой османских турок. Состоявшаяся свадьба царя Ивана III с Софией Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI, укрепила претензии Руси на наследование роли мирового центра христианства. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» — эта фраза стала девизом Москвы. Цифра семь была очень важна в связи с Римом, и в XVI веке Москва на семи холмах это: Боровицкий холм, Псковская горка, Ивановская горка, Староваганьковский холм, Чертольский холм, Сретенский холм, Швивая горка. Но к этим семи можно добавить еще десяток московских холмов – на пешеходных экскурсиях по нашему древнему городу.

Крест с полумесяцем на православных храмах

Крест с полумесяцем на православных храмах имеет глубокое символическое значение. Полумесяц в основании накупольного креста называется цата. Так на Руси в древности называли мелкую монетку или украшение. Цата не имеет ничего общего с мусульманской верой.  Кресты, на которых изображены цаты  украшают древние храмы Москвы. Традиционная трактовка заключается в том, что это не полумесяц, а якорь − знак твердой веры. Также во времена Византии цата стала символом царской власти, и крест с полумесяцем на православных храмах напоминал людям о том, что Царь Царей владеет этим домом. Есть мнение, что  цата это усеченное изображение чаши, которую Иисус дал своим ученикам на Тайной вечере и, таким образом, это один из символов, связанных с причастием и со страданием Спасителя.

Самые высокие дома в Москве

Самые высокие дома в Москве – первые «тучерезы» появились в столице в начале ХХ века.По вертикали в стародавние времена росли только церкви — во главе с Иваном Великим. Кремлевская колокольня была самым высоким зданием в городе на протяжении трех веков, Заложенная в XVI веке итальянцами, она в 1600 году доросла до 81 м, обогнав, таким образом, самую высокую башню Кремлевской стены — Троицкую. Доходный дом подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на Ильинке высотой в 5 этажей был построен в 1876 и стал самым высоким сооружением гражданской архитектуры в Москве. «Троицкое подворье» явилось по сути первым высотным зданием в Москве.В 1904-м на Красных воротах вырастает восьмиэтажный дом Афремова, который был настоящим событием в Москве.А с 1914 года самым высоким жилым зданием в Москве становится 10-этажный «дом дешевых квартир Нирнзее» в Гнездниковском переулке. 11-й этаж занимала «Крыша» — лучшая веранда Москвы, где главным достоинством была, конечно, не кухня, а вид. Со времени постройки и до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой свыше 40 метров — самое высокое жилое здание Москвы. В советской Москве с начала 50х годов главное здание МГУ на Воробьевых горах (240 м) на протяжении 50 лет было главным небоскребом Москвы. «Башня Федерация» в  комплексе «Москва-Сити» стала самым высоким зданием в России и Европе, когда верхняя отметка строящейся башни «Восток» комплекса «Федерация» достигла 343 метра в 2017 году, однако после постройки в Санкт-Петербурге башни «Лахта центр» (462 метра) «Башня Федерация» стала второй по высоте.

Сорок сороков — храмы и монастыри Москвы


Бытует мнение, что на Москве стояло сорок сороков церквей. На самом деле храмов было не 1600, а «только» около тысячи, и были благочиния, именовавшиеся образно сороками, объединявшими храмы м монастыри Москвы (экскурсия «Страстная-прекрасная — храмы и монастыри Москвы«). К 1917 г. в Москве было всего 849 храмов и часовен всех исповеданий.
Однако число 1600 можно все-таки получить, если сложить все nресmолы храмов христианских исповеданий — количество их достигает к 1917 году 1620. Приделы, в которых обычно располагаются дополнительные престолы, не что иное, как отдельные храмы, пристроенные к первоначальному. Таким образом под одною кровлей объединялись на самом деле два и более самостоятельных храма. На приделах до сих пор ставится обычно своя главка с крестом. Необходимость в них возникла и распространилась в особенности со второй половины XVIII в., когда стали служить в одной церкви по две обедни в день (что вызывалось распорядком дня различных слоев населения), а так как правила запрещают совершать таинство дважды в день на одном престоле, повсеместно начали к главным храмам при соединять еще и придельные. В начале 90–х годов в столице было 254 храма и часовни. В 2000 году их число достигло 519, но в первое десятилетие после падения советской власти храмы и монастыри Москвы в основном не строились, а восстанавливались. На сегодняшний день общее количество храмов и часовен в столице – 1056. В 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 г. Первым был заложен храм Кирилла и Мефодия на Дубровке в память жертв известного теракта. Большинство храмов возводится в «спальных» районах, часть из них – на местах разрушенных в советское время церквей. Общее количество храмов, выстроенных по программе, превысит цифру 200, но за счет территории Новой Москвы.
Уже построены и действуют 29 храмов. Еще на 8 завершены основные строительно-монтажные работы — в некоторых из них также совершаются богослужения. 17 храмов рассчитаны на 500 и более человек. Еще 5 храмов рассчитаны на 1000 прихожан. И все это индивидуальные проекты. Программа строительства православных храмов развернута во всех административных округах столицы, кроме Центрального. Ее цель — обеспечить густонаселенные районы города храмами в шаговой доступности.